Клапан токоприемника КЛП-101 (рис.130) предназначен для управления приводом токоприемника. Он установлен в низковольтном шкафу моторного вагона и представляет собой трехходовой кран с пневматическим приводом дистанционного импульсного действия.

Пневматический привод состоит из цилиндра, к которому прикреплены два электропневматических вентиля ВВ-2, В теле цилиндра 2 имеются каналы, соединяющие каждый вентиль с соответствующей внутренней частью цилиндра. Внутри цилиндра помещен поршень 3, снабженный уплотняющим металлическим кольцом 4, шток 5 которого проходит сквозь отверстие во фланце 6 корпуса, В корпус фланца ввинчено седло 19 редукционного клапана 12 токоприемника, Отверстие для прохода штока уплотнено резиновой набивкой 9. Набивка сжимается уплотняющей гайкой 8, а корпус соединен с цилиндром болтовым креплением с уплотняющими прокладками.

Рис. 130. Клапан токоприемника КЛП-101:

Рис. 130. Клапан токоприемника КЛП-101: 1 — включающий вентиль; 2 — цилиндр; 3 — поршень; 4 — уплотняющее кольцо; 5 — шток; 6— фланец; 7 — головка хвостовика пробки; 8 — уплотняющая гайка; 9 — уплотняющая набивка; 10 — звезда; 11 —хвостовик; 12 — редукционный клапан; 13 — регулировочный винт; 14 — винт дросселирующего устройства; 15 — гайка; 15 — корпус редукционного клапана; 17 — регулировочная пружина; 18 — клапан; 19 — седло; 20 — выпускное отверстие в седле; 21 — атмосферное отверстие; 22— калибровочное отверстие в клапане

Хвостовик 11 штока имеет прорезь, в которой укреплены ролики, Ролики при продольном перемещении штока воздействуют на звезду 10, насаженную на хвостовик пробки, притертой к корпусу крана. Корпус крана и пробка имеют каналы и отверстия, которые при определенном положении штока соединяют цилиндр токоприемника с резервуаром сжатого воздуха (подъем) или с атмосферой через редукционный клапан (опускание).

При возбуждении катушки правого вентиля сжатый воздух, поступая в правую часть цилиндра, переместит поршень вместе со штоком в крайнее левое положение. Ролик штока заставит звезду повернуться на 90° против часовой стрелки, что приведет к повороту пробки. При этом цилиндр токоприемника будет соединен с источником сжатого воздуха и отсоединен от атмосферного канала. Произойдет впуск сжатого воздуха в цилиндр токоприемника, и токоприемник поднимется. Отверстие в пробке имеет небольшие, размеры, поэтому скорость поступления воздуха в цилиндр токоприемника незначительная и подъем токоприемника происходит сравнительно медленно. Регулировку подъема токоприемника осуществляют винтом дросселирующего устройства, при ввертывании которого сечение воздухопровода уменьшается, а при вывертывании увеличивается.

По окончании импульсного возбуждения катушки вентиля пробка вследствие сил трения остается на месте, а токоприемник поддерживается в поднятом состоянии постоянным давлением источника сжатого воздуха. При кратковременном импульсном возбуждении катушки левого вентиля поршень вместе со штоком переместится в крайнее правое положение. Звезда повернется на 90° по часовой стрелке, повернет пробку, которая перекроет канал со сжатым воздухом и одновременно двумя перпендикулярными отверстиями соединит цилиндр токоприемника с каналом, ведущим к редукционному клапану, Воздух отожмет клапан и выйдет через отверстия диаметром 6,5 мм в седле и корпусе редукционного клапана в атмосферу. В результате токоприемник быстро оторвется от контактного провода.

По мере опускания токоприемника давление в его цилиндре падает, и клапан под действием пружины возвращается в исходное положение. Воздух из цилиндра выходит в атмосферу через калиброванное отверстие клапана (1 мм), и подвижная часть токоприемника медленно опускается на резиновые гасители. Нажатие пружины на клапан регулируют винтом 13 в корпусе редукционного клапана.

Технические данные клапана токоприемника

Диаметр цилиндра, мм......................................... 45
Ход поршня, мм............................................... 70
Угол поворота пробки, град................................... 90
Номинальное давление воздуха, МПа (кгс/см2).................. 0,5(5)
Тип вентиля.................................................. ВВ-2
Номинальное напряжение катушки вентиля, В.................... 50/110*
Диаметр проходного отверстия редукционного клапана, мм....... 6,5/1
Площадь сечения воздушного прохода клапана, мм2:
для выпуска воздуха.......................................... 50,5
Для впуска воздуха........................................... 12,6
Время подъема, с............................................. 4—7
Время опускания, с........................................... 3,5—5

* В числителе — для электропоезда ЭР2, в знаменателе — для ЭР2Р.

Необходимые скорости подъема и опускания токоприемника обеспечиваются дросселирующим устройством и редукционным клапаном.

Рис. 4.43. Схема соединения источников тока

Группа Telegram

Рис. 4.44. Схема управления вспомогательным компрессором

Группа вКонтакте

Рис. 4.45. Схема управления токоприемниками

Фотопоток МВПС вКонтакте

Логотип информационной системы "Машинист электропоезда" и логотипы М. Веселова

2023 © Максим Веселов. Все права защищены.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.