В процессе эксплуатации электропоезда периодически проходят техническое обслуживание, текущий ремонт в депо, а также капитальный ремонт на заводах. Главными задачами этих мероприятий являются улучшение технического состояния и повышение эксплуатационной надежности электропоездов. Высокое качество ремонта обеспечивается благодаря применению прогрессивной технологии, внедрению научной организации труда, комплексной механизации и автоматизации технологических процессов, использованию передового опыта новаторов производства, лучших бригад и цехов, повышению квалификации кадров.

Все электропоезда должны обслуживаться только прикрепленными локомотивными бригадами. Такой способ обслуживания электропоездов обеспечивает высококачественное содержание и надежную работу электропоездов. Прикрепленные локомотивные бригады несут ответственность за вверенный им электропоезд. Количество прикрепляемых к электропоезду бригад устанавливает начальник депо, исходя из протяженности участка обслуживания и сообразуясь с установленными трудовым законодательством нормами времени непрерывной продолжительности работы и отдыха.

Состав прикрепляемых машинистов и помощников машинистов (для спаренной езды) согласовывается с профсоюзным комитетом депо.

Персональное прикрепление бригад к электропоездам осуществляется приказом начальника депо. Приказ объявляют под расписку работникам локомотивных бригад, нарядчикам и дежурным по депо. Списки прикрепленных локомотивных бригад с указанием серии и номера электропоезда вывешивают в помещении дежурного по депо и высылают в отдел локомотивного хозяйства отделения дороги, оборотные депо и пункты подмены локомотивных бригад.

Категорически запрещается замена прикрепленных за электропоездом машинистов и помощников машинистов. Изменения в составе прикрепленных бригад могут быть допущены только в исключительных случаях с разрешения начальника локомотивного депо, а в его отсутствие— заместителя начальника депо по эксплуатации.

Для обеспечения содержания прикрепленного электропоезда в технически исправном состоянии локомотивные бригады обязаны выполнять требования правил ремонта и технического обслуживания, а также Инструкции по приемке и сдаче электропоездов.

Техническое обслуживание (ТО-1) выполняется локомотивными бригадами, а ТО-2 слесарями с участием локомотивных бригад. Периодичность и продолжительность ТО-1 и ТО-2 прикрепленных электропоездов устанавливаются начальником дороги.

При постановке электропоезда на неплановый ремонт в депо приписки прикрепленные бригады принимают активное участие в устранении неисправностей вместе с ремонтниками депо для быстрейшего ввода электропоезда в эксплуатацию.

Оценка работы локомотивных бригад производится по выполнению показателей технического состояния (наличию порч, неплановых ремонтов, завышенного объема планового ремонта) прикрепленных электропоездов, расходу электроэнергии.

Для осуществления руководства по уходу за электропоездом и содержанию его в технически исправном и нормальном санитарно-гигиеническом состоянии из числа прикрепленных локомотивных бригад один наиболее опытный, квалифицированный и авторитетный машинист назначается ответственным (старшим). Все указания ответственного машиниста по содержанию и техническому обслуживанию прикрепленного электропоезда являются обязательными для выполнения каждым работником закрепленных за ним бригад. Ответственный машинист при исполнении возложенных на него обязанностей не освобождается от основной работы, очередных поездок и других должностных обязанностей .

Фамилия ответственного машиниста указана с правой стороны кабины машиниста прикрепленного электропоезда, на обложке журнала технического состояния локомотива формы ТУ-152 и в книге записи ремонта локомотива формы ТУ-28. В формулярах всех машинистов и помощников машинистов проставлены номер и серия прикрепленного к ним электропоезда.

Списки ответственных машинистов утверждаются начальником депо, согласовываются профсоюзным комитетом и высылаются в отдел локомотивного хозяйства отделения дороги, начальникам оборотных депо, вручаются заместителям начальника депо по ремонту и эксплуатации, машинистам-инструкторам, заведующему резервом локомотивных бригад или нарядчикам, старшим мастерам комплексных или специализированных бригад производственных участков технического обслуживания (ТО-2, ТО-3) и текущих ремонтов, а также другим работникам по усмотрению начальника депо.

На период очередного отпуска, учебы, болезни временно приказом начальника депо назначается другой ответственный машинист из числа машинистов, прикрепленных к данному электропоезду. Освобождение машиниста локомотива от обязанностей ответственного, а также его перемещение на другой электропоезд производятся приказом начальника депо.

Прикрепляемые к локомотивным бригадам электропоезда передаются начальником локомотивного депо на социалистическую сохранность ответственным машинистам после получения с завода-изготовителя или после капитального, текущего ремонтов, технического обслуживания (ТО-3), при этом оформляется акт. Ответственный (старший) машинист по акту должен получить на свою личную карточку весь необходимый инвентарь и инструмент. Он отвечает за сохранность и содержание в технически исправном состоянии доверенного ему электропоезда и несет за него персональную ответственность в административном и судебном порядке.

Начальники локомотивных депо должны не реже одного раза в месяц заслушивать отчеты ответственных (старших) машинистов и давать оценку их работы.

Ответственный (старший) машинист обязан: проверять полноту и качество технического обслуживания и текущего ремонта, выполняемого слесарями и локомотивными бригадами; участвовать совместно с причастными лицами в подписании соответствующих актов приемки электропоезда после выполнения текущих ремонтов; руководить подготовкой электропоезда к комиссионному осмотру, лично отвечая перед комиссией за техническое и санитарно-гигиеническое состояние, за бесперебойную работу электропоезда на линии.

Ответственный (старший) машинист имеет право:

  • представлять в установленном порядке начальнику депо через машиниста-инструктора лучших машинистов, помощников машинистов для поощрения и повышения класса квалификации, давать предложения для наложения дисциплинарных взысканий на машинистов, не выполняющих его распоряжение и должностные инструкции;
  • вносить предложения в перемещении прикрепленных к электропоезду машинистов и помощников машинистов из одной бригады в другую;
  • производить устную и практическую проверку работы и знаний прикрепленных к нему бригад как в депо, так и в пути следования;
  • требовать от мастеров комплексных бригад качественного выполнения в полном объеме планового и дополнительного ремонтов электропоезда;
  • подписывать акт приемки электропоезда на социалистическую сохранность; подписывать хозрасчетный договор на ремонт и эксплуатацию электропоезда; делать необходимые и контролировать правильность записей во всех технических, материальных и финансовых документах, относящихся к прикрепленному электропоезду, в техническом паспорте, нарядах, лицевых счетах, журналах, книгах учетных и отчетных форм.

Основные права и обязанности машиниста-инструктора, в том числе в работе с прикрепленными к локомотивам машинистами, помощниками машинистов, определены действующими Должностной инструкцией, приказами и указаниями по кругу их работы.

Рис. 4.43. Схема соединения источников тока

Группа Telegram

Рис. 4.44. Схема управления вспомогательным компрессором

Группа вКонтакте

Рис. 4.45. Схема управления токоприемниками

Фотопоток МВПС вКонтакте

Логотип информационной системы "Машинист электропоезда" и логотипы М. Веселова

2023 © Максим Веселов. Все права защищены.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.