Подшипниковые щиты и подшипники. В двигателях применяют однорядные подшипники с цилиндрическими роликами. Они должны выдерживать большие динамические нагрузки. Упорные подшипники подвержены также действию значительных осевых сил, которые носят ударный характер. Наружные кольца устанавливают в гнезда подшипниковых щитов, внутренние коль-на насаживают горячей посадкой (100—150°С).

Подшипниковые щиты и крышки имеют смазочные камеры для необходимой смазки. В якорных подшипниках применяют густую консистентную смазку ЖРО. Необходимо тщательно следить за состоянием уплотнения, служащего для предотвращения вытеснения или истечения смазки и исключения проникновения внутрь подшипниковой камеры каких-либо загрязнений. Сложность состоит в том, что внутри двигателя могут возникать избыточные давления и разрежения (местные). При воздухообмене в подшипник из двигателя проникает щеточная и другая пыль, разрушительно действующая на подшипник.

Щетки, щеткодержатели и кронштейны. Работа коллектора во многом определяется состоянием щеток, щеткодержателей и их кронштейнов. Нарушение скользящего контакта приводит не только к усилению искрения под щетками, но и вызывает повышенный износ коллектора и щеток.

Щеткодержатель состоит из корпуса с гнездами для направления щеток и нажимных пружинных устройств (см. рис. 52 и 53). Его крепят на пластмассовом кронштейне, установленном на внутренней стенке остова. Сочленение кронштейна с корпусом щеткодержателя осуществляется посредством рифленой гребенки, что предохраняет щеткодержатель от смещения. Отверстие под болт, крепящий корпус щеткодержателя к кронштейну, имеет продолговатую форму, это позволяет регулировать зазор между коллектором и корпусом щеткодержателя. Нажимное устройство щеток устроено так, чтобы можно было изменять нажатие на щетку. Нажатие на щетку регулируют путем закручивания спиральной пружины. Основные требования, предъявляемые к щеткодержателю и кронштейну, — обеспечение равномерного и постоянного нажатия на щетку и правильная установка щеток относительно коллектора, высокая механическая и электрическая прочность, доступность для обслуживания и простота замены изнашивающихся деталей.

В тяговых двигателях электропоезда ЭР2 применяют угольно-графитовые щетки ЭГ-2А с плотностью тока 10 А/см2 и коэффициентом трения 0,22—0,23.

Качество щеток зависит от твердости материала, удельного сопротивления, коэффициента трения, износостойкости и др. Щетка должна иметь равномерную плотность, однородную структуру и хорошо притираться к коллекторным пластинам. Одной из главных характеристик щеток является их вольт-амперная характеристика, которая показывает зависимость падения напряжения под щеткой от плотности тока.

Для того чтобы обеспечить нормальную работу щеточно-коллекторного узла при минимальном износе щеток и коллекторных пластин, необходимо обеспечить стабильный контакт между щетками и коллекторными пластинами.

Например, из-за сильного искрения износ щеток и коллекторных пластин происходит в несколько раз быстрее, чем из-за механических причин. Повышенный износ щеток, поколы и плохая притирка их к коллекторным пластинам, неравномерная выработка рабочей поверхности коллекторных пластин свидетельствуют о неудовлетворительной работе щеточного узла.

Расхождение характеристик щеток, неточная установка щеткодержателей также неудовлетворительно сказываются на работе щеточно-коллекторного узла.

На электропоездах при частом изменении направления вращения якоря тягового двигателя иногда контакт щетки с коллекторными пластинами осуществляется только на участках А и Б (рис. 58), а участок С может вообще не контактировать с коллекторными пластинами. Сокращение контактной поверхности повышает нажатие щеток на коллекторные пластины, это может вызвать преждевременный износ щеток, их скалывание и выкрашивание, что приведет к ухудшению токосъема. На работу щеток влияет также температура окружающего воздуха. Например, в зимнее время года, чтобы щетки не примерзали к щеткодержателю, их необходимо просушивать, кроме того, следует увеличивать нажатие щеток.

Рис. 58. Возможные варианты износа щетки

Рис. 58. Возможные варианты износа щетки

Рис. 4.43. Схема соединения источников тока

Группа Telegram

Рис. 4.44. Схема управления вспомогательным компрессором

Группа вКонтакте

Рис. 4.45. Схема управления токоприемниками

Фотопоток МВПС вКонтакте

Логотип информационной системы "Машинист электропоезда" и логотипы М. Веселова

2023 © Максим Веселов. Все права защищены.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.