Регулятор температуры ТЖ-В (терморегулятор) предназначен для автоматического поддержания в заданных пределах температуры воздуха в салоне вагона, а также в кабине машиниста электропоезда. Этот прибор работает на принципе расширения герметично замкнутой в термопатроне жидкости.

Регулятор ТЖ-В обозначают: в схемах электропоезда ЭР2 — TP, ТРК +18°, а в схемах ЭР2Р — ТРС1. Он состоит из следующих основных частей: термосистемы, в которую входят термобаллон 1 (рис. 117), трубка-сильфон 2 со штоком 3; контактной системы, включающей в себя контакты 10, контактную пружину 8, постоянный магнит 13, регулировочный винт 6 с шаровой опорой и винт настройки 12; указательной части, содержащей стрелку 9, информационную шкалу 11 и механизм настройки 7.

Термобаллон заполнен трансформаторным маслом. Для того чтобы увеличить охлаждающую поверхность термосистемы и тем самым снизить тепловую инерцию, термобаллон имеет несколько цилиндрических витков. Снижение тепловой инерции достигнуто уменьшением объема жидкости, заключенной в термобаллоне, и улучшением теплоотдачи с его поверхности.

Контактная система и указательная часть смонтированы на основании, которое с крышкой образует брызгонепроницаемый корпус. В крышке установлена линза для обзора шкалы. Термосистема, укрепленная на основании 5, закрыта кожухом 4 с отверстиями, обеспечивающими доступ окружающего воздуха к термосистеме. Терморегулятор крепят к стене вагона. При повышении температуры окружающего воздуха жидкость, находящаяся в термосистеме, увеличивается в объеме и сжимает сильфон, связанный со штоком, перемещение которого через систему рычагов приводит к размыканию контактов и передвижению стрелки-указателя по шкале.

Рис. 117. Терморегулятор ТЖ-В

Рис. 117. Терморегулятор ТЖ-В

При понижении температуры окружающего воздуха сильфон со штоком делает обратный ход, что приводит к замыканию контактов. Мгновенное замыкание и размыкание контактов обеспечивает постоянный магнит. Настройку разности температур замыкания и размыкания контактов осуществляют регулировочным винтом и винтом настройки. Настройку указательной части выполняют специальным устройством—механизмом настройки. Перед включением регулятора следует проверить правильность показаний указателя температуры окружающего воздуха. Терморегулятор устанавливают вертикально в местах, имеющих среднюю температуру салона и не подвергающихся непосредственному воздействию источника тепла и холода. Циркуляция воздуха около прибора должна быть свободной.

Технические данные терморегулятора ТЖ-В

Диапазон настройки контактной системы на срабатывание, °С.......... 8—25
Погрешность срабатывания контактной системы, °С.................... ±1
Допускаемое напряжение, В.......................................... 110
Разрывная мощность контактов, Вт................................... 100

Термоконтакторы ТК-52А (рис. 118) предназначены для регулирования температуры воздуха, поступающего от калориферов в салон вагона. Установлены они в потолочном вентиляционном канале салона вагона и в схемах имеют обозначения ТК +8° и ТК +16°.

Рис. 118. Термоконтактор ТК-52А:

Рис. 118. Термоконтактор ТК-52А: 1 — рабочий контакт; 2 — соединительный контакт, место с лая капилляров

Термоконтактор ртутный, стеклянный, палочного типа, с впаянными в капилляр контактами. Контакты изготовлены из платиновой проволоки диаметром 0,1 мм; один конец впаивают в капилляр, а другой припаивают для защиты от поломки к стеклянной пуговице. Замыкание цепи происходит при температуре, указанной на стеклянной ампуле термоконтактора.

В термоконтакторе ТК +8° ртуть замыкает контакты при температуре +8°С и выше, а в ТК +16° — при температуре +16°С и выше. Ртуть перед заполнением трубки предварительно просушивают и очищают. Недопустим разрыв столбика ртути. Гарантийное число включений и выключений не менее 50 000. Термоконтакторы нормально работают как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.

В настоящее время вместо двух термоконтакторов ТК +8° и ТК +16° устанавливают один совмещенный, в котором имеются три контакта. Первые два замыкаются при достижении температуры +8 °С и выше, а третий и второй — при +16 °С и выше. На электропоездах ЭР2 последних выпусков применяют термоконтакторы ТК +16° и ТК +20°.

Технические данные термоконтактора ТК-82А

Допустимая мощность при активной нагрузке и токе не более 0,2 А, Вт............... 2
Допустимая мощность при индуктивной нагрузке и токе не более 0,07 А, В-А.......... 2

Термоконтакторы с легкоплавким сплавом (рис. 119) на электропоезде ЭР2 предназначены для отключения электрического отопления при достижении опасной температуры в вентиляционном канале в месте установки калориферов. Работа его основана на свойстве легкоплавкого сплава разрушаться при заданной температуре. При достижении температуры 105—125 °С контакт размягчается и под действием листовых пружин разрывается. Для восстановления необходимо вставить новый контакт. Контакт изготовлен из сплава, содержащего 33,5 % висмута, 33,5 % олова и 33 % свинца. Разрешается соединять контактные пластины проволокой такого же сплава диаметром 3 мм и длиной 8 мм с последующим формированием головок контакта, соединяющих пластины.

Рис. 119. Термоконтактор с легкоплавким сплавом:

Рис. 119. Термоконтактор с легкоплавким сплавом: 1 — плавкий контакт; 2 — контактная пластина; 3 — листовая пружина: 4 — основание: 5 — контактный нажим

Термоконтактор имеет пластмассовое круглое основание, на котором установлены контактные зажимы. К этим зажимам крепят контактные пластины, пластинчатые пружины и подводящие провода. Пластины соединяют легкоплавким сплавом; в верхней части они должны плотно прилегать друг к другу. Зазор между пластинами, когда они не соединены легкоплавким сплавом, должен быть не менее 4 мм.

Термоконтактор с легкоплавким сплавом в схемах электропоезда ЭР2 обозначают Т31—Т38.

 

Рис. 4.43. Схема соединения источников тока

Группа Telegram

Рис. 4.44. Схема управления вспомогательным компрессором

Группа вКонтакте

Рис. 4.45. Схема управления токоприемниками

Фотопоток МВПС вКонтакте

Логотип информационной системы "Машинист электропоезда" и логотипы М. Веселова

2023 © Максим Веселов. Все права защищены.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.