Электропневматический клапан усл. № 150И является основным прибором автостопа, связывающим электрическую часть с пневматической тормозной системой. Он предназначен для осуществления экстренного торможения электропоезда при потере машинистом бдительности. Электропневматический клапан (ЭПК) состоит из следующих основных частей: корпуса 2 (рис. 231, а), кронштейна 1, средней части 7, корпуса замка 14 и корпуса электромагнита 15. В корпусе 2 установлены срывной клапан 3 с резиновой манжетой и пружиной 4, плунжер 21, пружина 20 и свисток. В кронштейне 1 размещены камера выдержки времени К вместимостью 1 л и отводы для соединения с тормозной ТМ и питательной ПМ магистралями, в средней части 7 — диафрагма 5, клапан 6, рычаг 8, пружина 10, винт 11 и контакты 9. В корпусе замка 14 установлены эксцентриковый валик и механизм для приведения эксцентрика в действие, в корпусе электромагнита 15 — катушка 17, якорь 16, шток 19 и сердечник 18. С осью валика соединена через эксцентрик контактная группа 12. Провода, выведенные наружу, находятся в резиновом шланге. ЭПК закрывается крышкой 13, на которой установлены концевые переключатели.

Для зарядки ЭПК в корпус замка 14 необходимо вставить ключ и повернуть его вправо. При этом эксцентриковый валик переместит шток 19 с плунжером 21 и прижмет клапан к седлу втулки 22. Воздух из питательной магистрали ПМ через калиброванное отверстие 24 диаметром 1 мм и отверстие 23 поступит в камеру выдержки времени К и камеру Д под диафрагму 5.

Зарядка камеры К будет происходить до тех пор, пока давление не повысится от 0,15 до 0,8 МПа (от 1,5 до 8,0 кгс/см2) примерно за 9—10 с. В этом случае диафрагма 5 займет верхнее положение, рычаг 8 переместит стержень контактной группы и замкнет верхнюю пару контактов 9. Электрическая часть будет готова к включению. Сжатый воздух из тормозной магистрали ТМ через калиброванное отверстие диаметром 0,8 мм в поршне срывного клапана 3 поступит под клапан 6 и прижмет его к седлу. Клапан 3 усилием пружины 4 прижмется к седлу и разобщит тормозную магистраль ТМ с атмосферой Ат.

Затем необходимо нажать на рукоятку бдительности, при этом будет подано напряжение на катушку электромагнита 17. Якорь 16 прижмет плунжер 21 к седлу втулки 22. После этого ключ замка 14 можно повернуть в левое положение.

При смене сигнала на локомотивном светофоре на более запрещающий катушка электромагнита 17 обесточивается (рис. 231, б) и под давлением воздуха на плунжер 21 якорь со штоком 19 поднимается вверх. Воздух из камеры выдержки времени К и камеры Д через калиброванное отверстие 23 поступает в свисток и уходит в атмосферу. Одновременно в свисток будет поступать воздух из питательной магистрали через отверстие 24. Если в течение 6—7 с машинист нажмет на рукоятку бдительности, катушка электромагнита 17 снова получит питание и ЭПК придет в исходное положение. Если рукоятка бдительности не будет нажата в течение 6—7 с, давление воздуха в камерах К и Д под диафрагмой 5 снизится до 0,15 МПа (1,5 кгс/см2) и усилием пружины 10 диафрагма 5 прогнется вниз. Рычаг 8 откроет клапан 6,сообщив камеру над срывным клапаном 3 с атмосферой. Под давлением воздуха из тормозной магистрали магистральный поршень со срывным клапаном 3 поднимется вверх и сообщит ТМ с атмосферой. Давление воздуха быстро снизится в тормозной магистрали до 0,15 МПа (1,5 кгс/см2), при этом срывной клапан под действием пружины 4 сядет на седло.

Рис. 231. Электропневматический клапан автостопа усл. № 150И (а) и его электрическая схема (экстренное торможение) (б)

Рис. 231. Электропневматический клапан автостопа усл. № 150И (а) и его электрическая схема (экстренное торможение) (б)

Прекратить начавшееся торможение, нажав на рукоятку бдительности, невозможно, так как контакты 9 разорвут электрическую цепь. Для восстановления работы автостопа и осуществления отпуска тормозов необходимо ключ в замке 14 повернуть вправо до упора.

Рис. 4.43. Схема соединения источников тока

Группа Telegram

Рис. 4.44. Схема управления вспомогательным компрессором

Группа вКонтакте

Рис. 4.45. Схема управления токоприемниками

Фотопоток МВПС вКонтакте

Логотип информационной системы "Машинист электропоезда" и логотипы М. Веселова

2023 © Максим Веселов. Все права защищены.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.