С помощью реверсора изменяют направление тока в обмотках возбуждения тяговых двигателей, чтобы изменить направление движения поезда. Тормозной переключатель переводит силовую схему и схему управления в режим тяги или режим электрического торможения. Кулачковый вал реверсора имеет положения — «Вперед» и «Назад», тормозного переключателя — «Тяга» и «Тормоз».

На электропоездах ЭР2 установлен реверсивный переключатель ПР-320А.

Реверсивный переключатель ПР-320А. Корпус аппарата (рис. 3.31) состоит из двух продольных уголков 2 и двух поперечных алюминиевых рам 1 и 7. Между поперечными рамами закреплены две текстолитовые рейки 10, на которых установлены восемь силовых кулачковых контакторов 4 КЭ-4Д. Два низковольтных блокировочных контактора 6 КР-3А цепи управления закреплены на кронштейне. Кулачковый вал 5, на который насажены кулачковые шайбы 3, вращается в подшипниках 11, запрессованных в рамы 1 и 7. Кулачковые шайбы имеют квадратные отверстия для надежного крепления на стальном валу, так же имеющего форму квадрата.

Рис. 3.31. Реверсивный переключатель ПР-320А:

Рис. 3.31. Реверсивный переключатель ПР-320А: 1, 7 — поперечные рамы; 2 — продольный уголок; 3 — кулачковые шайбы; 4 — силовые контакторы; 5 — кулачковый вал; б — низковольтный контактор; 8 — пневматический привод; 9 — вентиль; 10 — рейка; 11 — подшипник

Пневматический привод реверсора (рис. 3.32) состоит из цилиндра 7, в котором имеются два поршня 4, связанные общим штоком 2. В его средней части размещен сухарь со вставленным в него поводком 6. Благодаря поводку происходит поворот кулачкового вала 7. На крышках цилиндра установлены два электропневматических вентиля. При подаче питания на один из них воздух поступает в соответствующую полость цилиндра и сдвигает поршни в крайнее положение. В это время шток перемещает связанный с ним поводок и кулачковый вал в заданное фиксированное положение. Кулачковые шайбы при этом замыкают или размыкают со ответствующие контакторы.

Рис. 3.32. Пневматический привод реверсора ПР-320А:

Рис. 3.32. Пневматический привод реверсора ПР-320А: 1 — цилиндр; 2 — шток; 3 — сухарь; 4 — поршень; 5 — крышка; 6 — поводок; 7 — кулачковый вал

Реверсивно-тормозной переключатель 1П.004.У2. Такой переключатель применяют на электропоездах с электрическим торможением. В одном блоке совмещены реверсор и тормозной переключатель, причем каждый из них управляется самостоятельно и имеет свой двухпозиционный электропневматический привод (рис. 3.33). В конструкцию входят два продольных уголка в основании, соединенные рамами 5, 6, 8, 12. Средняя рама является общей для обоих аппаратов. На текстолитовых угольниках 3 закреплены силовые кулачковые контакторы 9 без дугогашения (девять для тормозного переключателя и четыре для реверсора). В средней поперечной раме запрессованы два шариковых подшипника, в крайних — по одному для вращения кулачковых валов. Кроме силовых контакторов у реверсора и тормозного переключателя имеются низковольтные контакторные элементы управления КЭ-42А, которые выполняют блокировочные переключения в схеме управления.

Рис. 3.33. Реверсивно-тормозной переключатель 1П.004.У2:

Рис. 3.33. Реверсивно-тормозной переключатель 1П.004.У2: 1, 4 — пневматические приводы; 2 — контактор управления; 3 — угольник; 5. 6, 8. 12 — рамы; 7, 10 — кулачковые валы; 9 — силовые контакторы; 11 — кулачковые шайбы; 13 — воздухопровод

Электропневматический привод реверсора (как и тормозного переключателя) размещен на раме. Он несколько напоминает привод реостатного контроллера, только вместо звезды имеется поводок 5 с сухарем 4 (рис. 3.34), который поворачивает кулачковый вал из одного положения в другое. Привод представляет собой двухполостный чугунный цилиндр 1, в котором имеются два поршня 3, соединенные общим штоком. На крышках цилиндра расположены электропневматические вентили. При возбуждении одного из вентилей (другой при этом обесточен) воздух поступает в полость цилиндра, передвигает поршень в противоположное крайнее положение. Благодаря поводку 5 кулачковый вал 6 смещается из одного фиксированного положения в другое. Привод тормозного переключателя работает аналогично.

Рис. 3.34. Привод реверсивно-тормозного переключателя:

Рис. 3.34. Привод реверсивно-тормозного переключателя: 1 — цилиндр; 2 — манжета; 3 — поршень; 4 — сухарь; 5 — поводок; 6 — кулачковый вал; 7 — упор; 8 — крышка; 9 — вентиль

Надо уметь быстро определять, в каком положении находится групповой переключатель. Если замкнуты контакты В1 и В2 реверсора, значит аппарат находится в положении «Вперед»; если В1 и В2 разомкнуты, а замкнуты Н1 и Н2 — аппарат занимает положение «Назад».

Если тормозной переключатель находится в положении режима тяги, то замкнуты его четные контакторы и ТП9, если в режиме торможения — замкнуты нечетные контакторы.

Развертка (диаграмма замыканий контакторов) реверсивно-тормозного переключателя приведена на рис. 3.35.

Рис. 3.35. Диаграмма замыкания контакторов реверсивно-тормозного переключателя 1П.004.У2

Рис. 3.35. Диаграмма замыкания контакторов реверсивно-тормозного переключателя 1П.004.У2

Технические данные реверсивных и реверсивно-тормозных переключателей

Переключатель                                 ПР-320А    1П.004.У2    ПР-320Б-1

Номинальное напряжение силовой цепи, кВ...... 3          3            3
цепи управления, В........................... 50         110          110
Число фиксированных положений................ 2          2            2
Угол поворота кулачкового вала, град......... 45         45/40        45
Диаметр пневматического цилиндра, мм......... 58         58           58
Ход поршня, мм............................... 40         40           40
Номинальное давление сжатого воздуха, МПа.... 0,5        0,5          0,5
Число контакторов
силовых...................................... 8          4/8          8
управления................................... 2           2/6         2

Примечание. В числителе — для реверсивного, в знаменателе — для тормозного переключателя.

Рис. 4.43. Схема соединения источников тока

Группа Telegram

Рис. 4.44. Схема управления вспомогательным компрессором

Группа вКонтакте

Рис. 4.45. Схема управления токоприемниками

Фотопоток МВПС вКонтакте

Логотип информационной системы "Машинист электропоезда" и логотипы М. Веселова

2023 © Максим Веселов. Все права защищены.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.