Электродвигатели УРТ-110А (рис. 24 и 25) устанавливают на моторных тележках электропоездов ЭР1 и ЭР2. Подвеска двигателя независимая, опорно-рамная. Двигатель крепят консольно к двум П-образным выступам остова при помощи двух болтов М36. Передача вращающего момента на ось колесной пары осуществляется через эластичную муфту и одностороннюю зубчатую передачу с передаточным отношением, равным 3,17. Выступы на остове со стороны оси предохраняют двигатель от падения на рельсы в случае аварии.

Все основные детали якоря (коллектор, сердечник и обмоткодержатели) устанавливают на втулку, которая напрессована на вал. Это позволяет в случае необходимости заменить вал, не нарушая целостности остальных элементов.

Сердечник якоря набран из лакированных листов электротехнической стали Э12 толщиной 0,5 мм, спрессованных между обмоткодержателями.

Обмоткодержатель (со стороны вентилятора) упирается в бурт втулки якоря, а со стороны коллектора обмоткодержатель и коллектор запирают специальной гайкой.

Коллектор имеет два армирующих кольца и изолирован от втулки пластмассой АГ-4.

Обмотка якоря состоит из семи одновитковых секций. В качестве межвитковой изоляции использован поликасиновый синтетический изоляционный материал ЛСПК-0,09, намотанный вполуперекрышу. Корпусная изоляция изготовлена из липкой стеклоэскапоновой ленты толщиной 0,17 мм, намотанной в четыре слоя вполуперекрышу (пазовая часть), поверх которой намотан один слой стеклоленты. У выхода из паза в расширенных его частях установлена У-образная изоляция из эскапонового стелофолия и электрокартона. Обмотка удерживается в пазах текстолитовыми клиньями, а на лобовых частях — бандажами из ленты стеклянной нетканой бандажной. Якорь пропитывают в лаке ФЛ-98 ГОСТ 12294—66 вакуумно-нагнетательным способом.

Сердечники главных полюсов собраны из стальных штампованных листов толщиной 2 мм, спрессованных в пакет и стянутых заклепками. Полюсы к станине крепят тремя болтами, которые ввертывают в стальной стержень, проходящий через отверстие вдоль полюса. Сердечники дополнительных полюсов изготовлены из стального литья. Их крепят к станине тремя болтами. Между сердечником и станиной положены диамагнитные прокладки общей толщиной 4 мм, увеличивающие диамагнитный зазор в цепи дополнительного полюса.

Рис. 24. Продольный разрез двигателя постоянного тока УРТ-110А

Рис. 24. Продольный разрез двигателя постоянного тока УРТ-110А: 1 — остов; 2 — якорь; 3 — шайба упорная; 4 — передняя крышка; 5 — радиально-упорный подшипник; 6 — передний подшипниковый щит; 7 — щеткодержатель; 8 — катушка главного полюса; 9 — стержень главного полюса; 10 — сердечник главного полюса; 11 — задний подшипниковый щит; 12 — задняя крышка; 13 — катушка дополнительного полюса; 14 — сердечник дополнительного полюса; 15 — выводы

Катушки главных и дополнительных полюсов намотаны из шинной голой меди. Катушка главного полюса двухслойная, состоит из 76 витков. Катушка дополнительного полюса имеет 56 витков и намотана на ребро. Межвитковая изоляция катушек выполнена из асбестовой бумаги толщиной 0,3 мм, корпусная — из пяти слоев липкой стеклоэскапоновой ленты толщиной 0,17 мм, уложенной вполуперекрышу, и одного слоя киперной ленты. Межкатушечные 44 соединения и выводы из машины выполняют проводами марки ПМ. У сечением 35 мм2. Катушки прижимают к станине при помощи пружинных фланцев.

Корпус щеткодержателя латунный, выполняется литьем под давлением. Нажатие на щетки осуществляется нажимным пальцем при помощи винтовой пружины.

Кронштейн щеткодержателя изготовлен из пластмассы АГ-4В, армированной резьбовыми втулками из пресспорошка для крепления его к остову, и стальной гребенкой для сочленения кронштейна с корпусом щеткодержателя. Щеткодержатель к кронштейну крепят болтом М16.

Рис. 25. Поперечный разрез двигателя УРТ-110А. Обозначения см. на рис. 24

Рис. 25. Поперечный разрез двигателя УРТ-110А. Обозначения см. на рис. 24

Остов электродвигателя стальной, литой, в поперечном сечении имеет восьмигранную форму. В нем сделаны три смотровых коллекторных люка (сверху, сбоку и снизу) и один вентиляционный (вверху) для забора воздуха. Выброс воздуха производится в отверстие остова со стороны, противоположной коллектору, где расположены вентиляционные лопатки, отлитые как одно целое с обмоткодержателем якоря.

В горловины остова устанавливают подшипниковые щиты, в гнезда которых запрессованы наружные обоймы роликовых подшипников. Внутренние кольца подшипников насаживают на вал. Радиально-упорный подшипник со стороны коллектора предохраняет якорь от продольных перемещений, а радиальный подшипник со стороны привода допускает осевое перемещение при температурных изменениях длины вала. Со стороны привода установлен роликовый подшипник ГОСТ 8328—57, ТУ 3402-Ж-61 8Н32419М, а с Противоположной стороны роликовый подшипник ГОСТ 8328—57, ТУ 3402-Ж-61 8Н6241К 1М.

Смазка подшипников марки 1-ЛЗ ГОСТ 12811—67. Добавляют смазку через отверстия в подшипниковых крышках, нормально закрытых пробками.

Рис. 4.43. Схема соединения источников тока

Группа Telegram

Рис. 4.44. Схема управления вспомогательным компрессором

Группа вКонтакте

Рис. 4.45. Схема управления токоприемниками

Фотопоток МВПС вКонтакте

Логотип информационной системы "Машинист электропоезда" и логотипы М. Веселова

2023 © Максим Веселов. Все права защищены.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.